Размести фото на foto.radikal.ru
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 2380
Зарегистрирован: 10.09.08
Откуда: Россия, Великий Новгород
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.09 23:13. Заголовок: "ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКА " (продолжение)


Зубко "Воспитание щенка"

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ


Одним из важных условий успешной работы в собаководстве является любовь к животным, особенно к собакам. Только любовь может оправдать траты времени и материальных средств, физических и душевных сил на четвероногого друга. Без любви собака скоро надоест вам с станет обузой.

Однако любовь к собаке должна быть осмысленной, сочетаться с твердыми знаниями основ собаководства, умением продумано, целесообразно вести это дело. Ее следует сочетать с твердостью характера, решительными действиями в интересах правильного воспитания щенка.

Немалую роль играет и способность терпеливо и настойчиво изо дня в день обучать щенка, вырабатывать у него полезные навыки и изживать нежелательные действия и вредные привычки. При этом всегда надо быть терпеливым. Тот, кто тяготится повседневной черновой работой по содержанию, кормлению и воспитанию щенка^ чистка, уборка нечистот, приготовление корма, ежедневное двух-трехразовое выгуливание и прогулки и др.), кто легко возбуждается и не может справиться со своей раздражительностью, не должен заводить животное.

Для выращивания и воспитания питомца необходимы определенные условия, а именно: хорошее размещение, наличие соответствующего инвентаря, тщательный ежедневный уход, полноценное кормление, ежедневный выгул для отправления естественных надобностей щенка, продолжительные прогулки и игры. И, пожалуй, главное: нужно всегда быть готовым к малым и большим неприятностям и переживаниям, связанные с содержанием у вас щенка (лужи и кучки, когда он еще не приучен к чистоплотности, попытки царапать и грызть стены и мебель, нередкие болезни щенячьего возраста, недостаточная понятливость щенка, а порой и явное упрямство и др., способным терпеливо и настойчиво преодолевать все трудности, не терять спокойствия и уверенности, что они вскоре пройдут. Наградой за все будет верный четвероногий друг, преданный, неподкупный, способный понимать вас, по первой команде или жесту защитить от нападения.

У щенка, а затем и у выросшей взрослой собаки должен быть хозяин. Он ухаживает за ним, чистит его, кормит, выгуливает, занимается воспитанием и начальной дрессировкой. Остальные члены семьи могут привлекаться для ухода и кормления щенка лишь в случаях, когда хозяин болен или его нет дома. Очень полезно использовать в роли помощников детей, но только под наблюдением взрослых, и опять-таки, когда за щенком не может ухаживать хозяин. Только при этом условии можно обеспечить правильное выращивание и воспитание щенка.

Хозяином щенка может быть не только взрослый член семьи, но и взрослые дети-старшеклассники, учащиеся ПТУ и др., - предварительно получившие практические навыки ухода за животными в роли помощников взрослых и под их наблюдением.

Выращивание и воспитание щенка - интересный, увлекательный, но требующий терпения, повседневный труд, к которому нужно готовиться заранее, а не когда щенок уже появился в доме. Хозяин должен иметь необходимый минимум знаний и владеть практическими навыками и объеме программы подготовки собаководов-любителей. Неподготовленный собаковод неизбежно совершит множество ошибок, последствия которых могут стать плачевными. Так, например, плохой уход, неполноценное кормление, недостаточные прогулки приведут к отставанию в росте и развитии щенка, появлению рахита и других болезней. Из щенка вырастет излишне злобная, а чаще трусливая собака, трудно поддающаяся дрессировке. Необходимые знания по собаководству можно получить из специальной литературы, бесед с опытными собаководами-любителями, но наиболее надежным и эффективным способом является подготовка при клубе служебного собаководства пор программе собаководов-любителей. Кроме того, настоятельно рекомендуем при возникновении у вас неясных вопросов в процессе выращивания и воспитания щенка обращаться за помощью к соответствующим специалистам клуба. Лучше затратить на это несколько часов своего времени, чем допускать серьезные ошибки, от которых пострадает ваш щенок, а в конечном счете и вы.

Рекомендуем также завести у себя небольшую библиотечку книг по собаководству и периодически обмениваться книгами с другими собаководами-любителями.

Регулярно посещайте проводимые клубом выводки молодняка, выставки и соревнования собак, что будет расширять ваш кругозор по собаководству. На выводках и выставках вы сможете также обменяться полезными сведениями с другими собаководами, выслушать их советы. Но только слишком не увлекайтесь советами других, принимайте к руководству лишь советы действительно опытных компетентных собаководов, заслуживающих вашего доверия. Но даже и такие рекомендации двух собаководов по одному и тому же вопросу могут быть прямо противоположными. Приучите себя сопоставлять каждый совет с тем, что вы услышали от других собаководом с большим стажем, приобрела на курсах собаководов, вычитали из специальной литературы и, на конец, с вашими личными наблюдениями и только после этого принимайте решение. Если вопрос сложный, то решающее слово оставьте за опытными специалистами клуба служебного собаководства. Только при соблюдении этих правил вы сможете избежать при выращивании и воспитании щенка серьезных упущений и ошибок.

Обязательно заведите и регулярно заполняйте журнал наблюдений за ростом и развитием вашего питомца. Вести его можно в произвольной форме, но желательно, чтобы в нем учитывались в динамике следующие данные: масса тела (вес); рост в холке; даты появления и смены молочных зубов на постоянные; дата поднятия ушей (у немецких овчарок, колли, ризеншнауцеров и др.); наблюдения за возрастными изменениями в поведении щенка; результаты воспитания и начальной дрессировки; оценки и рекомендации специалистов, осматривавших его, отметки об их выполнении; даты проведения ветеринарных осмотров, профилактических обработок (против гельминтов и др.) и прививок (против бешенства, чумы и др.). Эти записи позволят вам с любое время восстановить в памяти все, что связано с ростом и воспитанием щенка, сравнивать показатели при выращивании других щенков, приучат вас к наблюдательности и своевременности проведения мероприятий, обеспечивающих здоровье щенка, хорошее его развитие.

Постарайтесь с первого дня появления у вас малыша установить с ним и поддерживать взаимопонимание и правильные взаимоотношения, которые принято называть хорошим контактом. Это позволит выработать у него привязанность к вам, послушание, преданность, а впоследствии и любовь. Все это вполне достижимо, если вы будете спокойно относиться к вашему воспитаннику, регулярно его чистить, своевременно кормить, прогуливать, проводить с ним игры, занятия по начальной дрессировке.

Постарайтесь, насколько возможно, чтобы любые неприятности в вашей жизни не отражались на вашем обращении со щенком. Собака очень тонко чувствует настроение своего хозяина и соответствующим образом на него реагирует.

Не требуйте от щенка выполнения непосильных для него задач, но в то же время не оставляйте без внимания проявления им явной недисциплинированности и дурные поступки. Спокойно, но твердо давайте понять ему о совершенном им поступке, о вашем неудовольствии его поведением. Это достигается повышенным тоном команды, воздействием поводком, но делайте это только в тот период, когда щенок проявляет дурное поведение или немедленно после него. При сравнительно легких поступках для их прекращения достаточно отвлечь щенка игрой, пробежкой с ним и т.п. Еще раз повторяем, что ваше воздействие должно при совершении щенком поступки или немедленно после него, чтобы щенок мог понять, что от него требуют, чем вызвано неудовольствие хозяина. Наказывать малыша спустя некоторое время, исчисляемое даже десятками секунд бесполезно: он вас не поймет.

Трех-четырехмесячные щенки по своему характеру уже отличаются друг от друга и требуют индивидуального подхода. Для одних достаточно легкого механического воздействия (надавливания рукой, воздействие поводком и др.) или повышения тона команды, чтобы они правильно прореагировали, а для других этого недостаточно. Требуется более сильное механическое воздействие, более повелительный тон и зачастую повторение команды, чтобы добиться нужного результата. Но для любого щенка остается обязательным правило щадящего воздействия с учетом возраста, иначе вы можете нарушить установившийся контакт и даже запугать его, что крайне нежелательно.

Со щенками, как, впрочем, и со взрослыми собаками, нельзя чрезмерно формировать интенсивность занятий по их воспитанию и дрессировке. Сложность и продолжительность упражнений должны наращиваться постепенно. Так, например, первые прогулки со щенком и занятия с ним должны проводится в спокойных местах, где вовсе нет или имеется немного посторонних людей, транспортных средств, животных и других отвлекающих раздражителей. По мере того как ваш питомец привыкнет к такой обстановке, можно переходить к занятиям по начальной дрессировке в более сложных условиях. Соответственно усложняются и отрабатываемые приемы воспитания и дрессировки.

Не требуйте от щенка особой четкости в выполнении ваших команд. Достаточно, если он начнет на них соответствующим образом реагировать. Требования увеличивайте пропорционально возрасту щенка, но не забывайте, что возможности молодого организма ограничены и нельзя ожидать от него результатов, как при дрессировке взрослых собак: может наступить переутомление и отказ от работы. Если вы заметили, что щенок устал, сделайте перерыв на 5-7 минут, а при сильной усталости прекратите занятия. Во время перерыва предоставьте щенку возможность побегать, поиграть.

По мере того как щенок вырастает и у него на ту или иную команду уже выработан начальный условный рефлекс, требования увеличиваются. При невыполнении команды повторите ее громе и в более повелительном тоне, если нужно, примените механическое воздействие (нажим рукой, воздействие поводком и др.), но добейтесь ее выполнения, пусть даже и не очень четкого. Если этого не делать, то щенок, а впоследствии и взрослая собака усвоит, что для нее ваши команды необязательны, их можно и не выполнять. Так по вине хозяев вырастают недисциплинированные плохо управляемые собаки. Некоторые из них на механические воздействия отвечают агрессивным поведением и могут укусить даже хозяина. Такие собаки становятся в семье и для посторонних небезопасными. Поэтому от взрослых щенков спокойно, но настойчиво добивайтесь выполнения ваших команд, достаточного подчинения.

Очень важно научиться правильно подавать щенку команды. Перед подачей команды обратите на себя внимание щенка, произнеся его кличку. Затем четко, умеренно громко, в повелительном тоне произнесите команду. Если команда не выполнена, подайте ее повторно, более громко и в более повелительном тоне, но ни в коем случае не выкрикивая, иначе щенок привыкнет выполнять лишь "кричащие" команды. В то же время и слишком тихо поданные команды щенок может не услышать, особенно если он в это время чем-то отвлечен.

Применяемых для служебных собак стандартных команд (общепринятых) вполне достаточно, чтобы управлять поведением животных, использовать их для различных довольно сложных видом работы. Поэтому мы не рекомендует применять другие, придуманные вами команды, хотя собака в состоянии усвоить и выполнять при интенсивной дрессировке более сотни команд.

Не разрешайте посторонним людям, в том числе и вашим знакомым, гладить вашего щенка, ласкать его, играть с ним и другими действиями располагать к себе. Щенок ко всем посторонним людям должен относиться спокойно, нейтрально, незаинтересованно, но и смело, без какого-либо страха. Поэтому ни ласкать, ни кормить, ни запугивать вашего щенка посторонним людям не позволяйте.

Приход посторонних людей в квартиру или во дров у многих щенков вызывает стремление подбежать к ним, облаять. Эти задатки полезны и немедленно пресекать их не следует. Если малыш сильно возбудился, то подзовите его к себе, успокойте поглаживанием, добейтесь его отхода в сторону. Если же щенок потянется к посторонним ласкаться, удержите его от этого, а при повторных попытках попросите вошедшего человека ударить слегка по спинке прутиком подбежавшего к нему щенка. Аналогичным образом поступайте, если во время прогулки щенок начнет лаять на проходящих людей, животным, транспортные средства. Отвлеките его от этого и успокойте. Не допускайте также, чтобы щенок, стремясь поиграть со взрослыми и детьми, подбегал к ним. Иначе это станет у него навязчивой привычкой, которая принесет вам много неприятностей. Совершенно недопустимы контакты с незнакомыми детьми. Все ваши заверения о том, что щенок не кусается, для детей и особенно их родителей в большинстве случаев будут малоубедительны и неприятностей вам не избежать.

Еще один совет. Когда вы собираетесь со щенком на прогулку, он начинает прыгать и бегать вокруг вас, лаять и проявлять другие признаки радости. Как вам это ни приятно, постарайтесь утихомирить вашего питомца и заодно не разрешайте ему прыгать на вас с опорой передними лапами. Ведь собачий лай - не радость для соседей, особенно если люди нездоровы, и не считаться с ними нельзя. В большинстве случаев достаточно на щенка надеть шлейку или ошейник и он сразу успокоится.

Итак, владелец суки решил ее повязать, а не имеющий собаки решил обзавестись ею. Что надо знать этим людям?

БУДЬТЕ ВЗАИМНО ВЕЖЛИВЫ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


администратор




Сообщение: 2390
Зарегистрирован: 10.09.08
Откуда: Россия, Великий Новгород
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.09 23:29. Заголовок: Воспитание и начальн..


Воспитание и начальная дрессировка щенка в возрасте 6-8 месяцев


В возрасте 6-8 месяцев щенка продолжают приучать к выполнению команд "Ко мне", "Гуляй", "Рядом", "Сидеть", "Лежать", "Стоять", "Место", "Апорт", "Фу", "Покажи зубы", к преодолению препятствий, движению в населенных пунктах, перевозке в транспортных средствах и выдержке. Продолжаются игры с хозяином и сверстниками, прогулки. Приступают к отработке команд "Голос" и "Ползи". Начинается выработка начальных простейших навыков специальной дрессировки (настороженность к посторонним людям, выборка вещи по запаху хозяина, обнаружение и проработка запахового следа).

В указанный возрастной период щенка приучают выполнять команды, подаваемые одновременно с жестами и раздельно. Усложняется методика начальной дрессировки и возрастают требования к щенку. Для более четкого выполнения команд допускаются не только натяжения, но и умеренные рывки поводком, нажимы ладонью на участки тела (метод принуждения). Но по-прежнему все воздействия на щенка (голосом, рукой, поводком, прутиком) должны быть щадящими, так как организм щенка, в том числе и его высшая нервная деятельность, в этом возрасте все еще полностью не сформировался и достаточно не окреп.

Команда "Ко мне" в данном возрасте отрабатывается на длинном поводке. Когда щенок отбежит от вас, подайте команду "Ко мне" и вслед за этим покажите в правой руке лакомством. Как правило, щенок устремится к вам. Повторив команду "Ко мне" и показывая лакомство, отбегите на 3-4 шага назад, активизируя движения щенка, и остановитесь. Подбежавшего к вам щенка поощрите восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 3-4 раза.

Если после команды "Ко мне" и показа лакомства щенок к вам не пойдет, снова подайте команду "Ко мне", но более строгим тоном, и легким натяжением поводка подтяните щенка к себе, повторив 1-2 раза команду. Когда щенок окажется возле вас, поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. Подтягивая щенка поводком, старайтесь не причинять ему боли. После небольшого перерыва упражнение повторите. На последующих занятиях добивайтесь, чтобы по команде "Ко мне" щенок к вам направлялся без помощи поводка, и не подходил, а подбегал. Поощрение щенка лакомством сокращайте.

После того как щенок привыкнет подбегать к вам по команде "Ко мне", приступайте к выработке навыка на жест. Когда щенок отбежит от вас на длинном поводке, произнесите его кличку, чтобы обратить на себя его внимание, сделайте жест: поднимите правую руку в сторону на уровень плеча ладонью вниз и быстро опустите ее к бедру правой ноги; чуть позже подайте команду "Ко мне". Подбежавшего щенка поощрите восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 3-4 раза.

На последующих занятиях постепенно команду "Ко мне" подавайте все реже, а затем ограничивайтесь одним жестом, подкрепляя его командой лишь изредка. В дальнейшем подзывайте щенка к себе командой и жестом одновременно, но периодически прибегайте то к одной команде, то к одному жесту.

После многократных упражнений жест станет для щенка равноценным команде "Ко мне" и он будет к вам подбегать в обоих случаях.

Если щенок по команде "Ко мне" и жесту будет приближаться к вам неохотно, вяло, активизируйте его движение показов в правой руке лакомства и отбеганием на несколько шагов.

В дальнейшем приучайте щенка при подходе по команде "Ко мне" и жесту обходить вас справа и сзади и садиться у вашей левой ноги. Отстегните поводок, предоставьте щенку свободное состояние и, когда он отойдет на 5-7 шагов, произнесите его кличку. Затем сделайте жест и подайте команду "Ко мне". Подбегающему к вам щенку покажите в правой руке лакомство, отведите его за спину и, переложив в левую руку, побудите щенка вслед за лакомством обойти вас справа. Когда щенок окажется у вашей левой ноги, переложите лакомство в правую руку и поднимите его вверх и немного назад. Стремясь за лакомством, щенок вынужден будет поднять голову и сесть. Как только щенок это сделает, отдайте ему лакомство и поощрите восклицанием "Хорошо" и поглаживанием. Если щенок не сядет, подайте команду "Сидеть" и только после ее выполнение поощрите его лакомством, восклицанием "Хорошо" и поглаживанием. После небольших перерывов упражнение повторите 3-4 раза. Добивайтесь от щенка постепенного ускорения выполнения команды.

Если подбегающего к вам по команде "Ко мне" и жесту щенка подхватывать левой рукой за ошейник и направлять к левой ноге, а после посадки по команде "Сидеть" поощрять восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством, то его можно приучить садиться у вашей левой ноги без того, чтобы он обегал вас сзади. Оба эти метода приучения подбегающего щенка посадке у левой ноги по своему назначению равноценные и допускаются на испытаниях собак по общему курсу дрессировки (ОКД). Но следует сказать, что второй метод по технике выполнения более простой. К тому же при этом методе собака не будет уходить из вашего поля зрения. Он не случайно давно закрепился в служебном собаководстве пограничных войск и других ведомств и в последние годы приобрел много сторонников среди собаководов-любителей.

Команда "Гуляй" с 6-8-месячными щенками отрабатывается на длинном поводке после выработки у щенка первоначальных навыков на команду "Ко мне" и жест. Поставьте щенка возле своей левой ноги, возьмите поводок в самом его конце левой рукой, а остальную его часть отбросьте назад так, чтобы он не сдерживал движение щенка по команде. Произнесите кличку, сделайте жест - быстро поднимите правую руку ладонью вниз в сторону желательного движения щенка и опустите к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед - и одновременно подайте команду "Гуляй". Вслед за этим немного пробегите вперед, увлекая рядом с собой щенка. Затем предоставьте возможность щенку немного погулять на длинном поводке, подзовите его к себе и поощрите восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 3-4 раза.

В дальнейшем бегайте со щенком после команды "Гуляй" и жеста все реже, а затем и вовсе прекратите, предоставив щенку возможность отбегать от вас одному. Постепенно подавайте команду "Гулять" после жеста все реже и затем ограничивайтесь одним жестом, подкрепляя его командой изредка. Со временем предоставляйте щенку свободное состояние по команде и жесту одновременно, но периодически делайте это то по одной команде, то по одному жесту.

Команда "Рядом" в этот возрастной период отрабатывается на коротком поводке. Методика приучения щенка к движению рядом с хозяином та же, что и с 3-6-месячными, с той лишь разницей, что допускаются рывки поводком.

Поставьте щенка возле свой левой ноги (основная стойка), подайте команду "Рядом" и одновременно с началом движения вперед рывком поводка увлеките щенка за собой. Если во время движения щенок попытается забежать вперед вас, подайте команду "Рядом" и сделайте рывок поводком назад, если попытается отойти в сторону - подайте команду "Рядом" и произведите рывок поводком к себе, если начнет отставать - подайте команду "Рядом" и сделайте рывок поводком вперед. Как только щенок примет правильное положение, поощрите его восклицанием "Хорошо" и продолжайте движение. Двигаясь, ослабьте натяжение поводка, чтобы щенок мог ошибиться (отойти от вашей левой ноги), и каждый раз действуйте, как указано выше.

На первых занятиях соблюдайте прямолинейность и одинаковый темп движения со щенком, а затем изменяйте темп движения, практикуйте повороты.

Перед изменением темпа движения подайте команду "Рядом" и произведите рывок поводком вперед, если увеличиваете скорость движения, и назад, если ее замедляете.

При поворотах подайте команду "Рядом" и сделайте рывок поводком: при повороте направо-вперед, налево-назад, кругом-вперед. Повороты кругом делаются через правое плечо. Каждый раз после рывка поводком и выполнения щенком команды ослабляйте натяжение поводка, но так, чтобы он не болтался и не мешал движению.

Все рывки поводком должны быть умеренными по силе, щадящими. За правильное движение щенка рядом с вами периодически поощряйте его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством.

Навык хождения рядом по жесту вырабатывается у щенка следующим образом. Поставьте щенка у своей левой ноги и возьмите правой рукой короткий поводок так, чтобы вам было удобно делать им рывки. Похлопайте ладонью левой руки по бедру своей левой ноги, подайте команду "Рядом", произведите рывок поводков вперед и одновременно начните движение вперед. Во время движения периодически делайте жест (похлопывание ладонью левой руки по бедру левой ноги) и вслед за ним подавайте команду "Рядом". Постепенно команду "Рядом" и рывки поводком вперед производите после жеста все реже, ограничиваясь одним жестом. В дальнейшем направляйте щенка к движению рядом с собой по команде и жесту одновременно, но периодически прибегая лишь к одной команде или одному жесту.

Отработка команды "Сидеть" в рассматриваемом возрасте производится на коротком поводке.

Поставьте щенка возле своей левой ноги, повернитесь к нему вполоборота, возьмите поводок правой рукой в 15 см от ошейника, а левую руку наложите на поясницу щенка ближе к крестцу, большим пальцем к себе. Затем подайте команду "Сидеть", нажмите левой рукой на поясницу вниз и одновременно правой рукой натяните поводок вверх и немного назад. Как только щенок сядет, поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза.

Когда у щенка будут выработаны первоначальные навыки посадки по команде "Сидеть" возле вас, можно перейти к отработке этой команды на расстоянии нескольких шагов. Поставьте щенка на коротком поводке против себя на расстоянии 2-2,5 шага, произнесите его кличку, чтобы обратить на себя его внимание и подайте команду "Сидеть". Как только щенок сядет, подойдите к нему и поощрите восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза.

Если команду "Сидеть" щенок не выполнит, повторите ее более строгим тоном. Если и она не будет выполнена, подойдите к щенку, подайте команду "Сидеть" и нажимом левой рукой на поясницу и натяжением правой рукой поводка вверх и немного назад посадите щенка. Затем поощрите восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. Поставьте щенка, отойдите от него на 2-2,5 шага, повернитесь к нему и командой "Сидеть" посадите его. После 5-7-секундной выдержки подзовите щенка и поощрите его.

Если щенок станет к вам двигаться без команды, быстро подойдите к нему, отведите его за поводок на место и посадите командой "Сидеть". При невыполнении команды используйте поводок и нажим рукой на поясницу, как указано выше.

Выработать у щенка навык посадки по жесту можно следующим образом.

Положите щенка напротив себя в 1,5-2 шагах, предварительно повернув ошейник с поводком карабином вниз. Возьмите в левую руку поводок и слегка натяните его. Сделайте жест - быстро поднимите правую руку в сторону на уровень плеча, согните в локте, придав предплечью вертикальное положение, ладонью вперед и опустите к бедру правой ноги; чуть позже подайте команду "Сидеть". После выполнение команды подойдите к щенку и поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. Спустя некоторое время упражнение повторите 2-3 раза. Постепенно команду "Сидеть" подавайте все реже и затем ограничивайтесь одним жестом, подкрепляя его командой лишь изредка. В дальнейшем усаживайте щенка по команде "Сидеть" и жесту одновременно, но периодически делайте это по одной команде или только по одному жесту.

Отработка команды "Лежать" в 6-8-месячный возрастной период производится на коротком поводке.

Посадите щенка возле своей левой ноги, повернитесь к нему вполоборота, возьмите поводок в правую руку в 20 см от ошейника так, чтобы карабин поводка находился внизу ошейника и положите левую руку на холку. Затем подайте команду "Лежать", нажмите левой рукой на холку и одновременно правой рукой производите затяжной рывок поводком вниз и немного вперед. Как только щенок ляжет, поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. Если щенок попытается подняться, вторично, более строгим тоном подайте команду "Лежать" и нажимом левой рукой на холку удерживайте в лежачем положении 7-10 секунд. Через некоторое время упражнение повторите 2-3 раза.

После выработки у щенка первоначальных навыков на команду "Лежать" возле хозяина переходите к отработке этой команды на расстоянии нескольких шагов. Посадите щенка на коротком поводке напротив себя на расстоянии 1,5-2 шагов, произнесите кличку и подайте команду "Лежать". Как только щенок ляжет, подойдите к нему и поощрите восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза.

Если щенок команду "Лежать" не выполнит, повторите ее более строгим тоном. Если и она не будет выполнена, подойдите к щенку, подайте команду "Лежать" и нажимом левой руки на холку и рывком правой рукой поводка вниз и немного вперед положите щенка. После этого поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. Затем посадите щенка, отойдите от него на 1,5-2 шага, повернитесь к нему и командой "Лежать" положите. После 7-10-секунднй выдержки подзовите щенка к себе и поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. Если щенок начнет двигаться к вам без команды, то быстро подойдите к нему, отведите за поводок к месту и командой "Лежать" положите его. При необходимости для укладки используйте поводок и нажим рукой на холку.

Выработка у щенка навыка ложиться по жесту производится следующим образом.

Посадите щенка напротив себя в 1,5-2 шагах, предварительно повернув ошейник с поводком карабином вниз. Возьмите жест - поднимите правую руку ладонью вниз вперед на уровень плеча и быстро опустите к бедру правой ноги; чуть позже подайте команду "Лежать". Когда щенок ляжет, подойдите к нему и поощрите восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза. Постепенно команду "Лежать" после жеста подавайте все реже и затем ограничивайтесь одним жестом, подкрепляя его командой лишь изредка. В дальнейшем укладывайте щенка по команде "Лежать" и жесту одновременно, но периодически делайте это или одной командой или одним жестом.

Отрабатывать команду "Стоять" со щенком 6-8 месяцев нужно на коротком поводке.

Посадите щенка возле своей левой ноги, повернитесь к нему вполоборота, подайте команду "Стоять" и левой рукой, подведенной под живот, побудите щенка встать. При этом, натягивая взятый в правую руку в 15 см от ошейника поводок вверх, удерживайте щенка от смещения в сторону. Когда щенок встанет и будет стоять, поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. Если щенок попытается без команды сесть или лечь, повторите команду "Стоять" более строгим тоном и левой рукой, подведенной под живот, а правой за поводок удерживайте его от этого 7-10 секунд. Сделав небольшой перерыв, упражнение повторите 2-3 раза. После отработки у щенка первоначальных навыков стоять по команде возле хозяина переходите к отработке этой команды на расстоянии нескольких шагов. Посадите щенка на коротком поводке напротив себя на расстоянии 1,5-2 шагов, произнесите кличку и подайте команду "Стоять". Как только щенок встанет, подойдите к нему и поощрите восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза.

Если щенок команду "Стоять" не выполнит, подайте ее повторно более строгим тоном. Если и она не будет выполнена - подойдите к щенку, подайте команду "Стоять" и нажимом левой рукой под живот поставьте щенка, удерживая его от смещения поводком, натянутым правой рукой вверх. Затем посадите щенка, отойдите от него на 1,5-2 шага, повернитесь к нему и командой "Стоять" поставьте. После 7-10-секундной выдержки подзовите щенка к себе и поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством.

Если щенок начнет двигаться к вам без команды, быстро подойдите к нему, отведите за поводок на место и командой "Стоять" поставьте.

Выработка у щенка навыка стоять по жесту производится следующим образом. Посадите щенка напротив себя в 1,5-2 шагах, предварительно повернув ошейник с поводком карабином вниз. Возьмите левой рукой и слегка натяните поводок. Сделайте жест - взмах правой рукой, слегка согнутой в локте, ладонью вверх, вперед на уровень пояса и опустите к бедру правой ноги, а чуть позже подайте команду "Стоять". Как только щенок встанет, подойдите к нему и поощрите восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза. Постепенно команду "Стоять" подавайте после жеста все реже и затем ограничивайтесь одним жестом, подкрепляя его командой лишь изредка. В дальнейшем ставьте щенка по команде "Стоять" и жесту одновременно, но периодически чередуйте команду и жест.

Отрабатывать команду "Место" в рассматриваемый период нужно не только в квартире, но и во дворе и других спокойных местах.

Возьмите щенка на длинный поводок, уложите его командой "Лежать" и положите перед ним какой-либо предмет (перчатку, скатанный короткий поводок и др.), обозначив им место щенка. Вторично подайте команду "Лежать", отойдите от щенка на 3-5 шагов и повернитесь к нему. После небольшой выдержки подзовите щенка к себе и поощрите его восклицанием "Хорошо" и поглаживанием. Затем сделайте жест - выбросите правую руку ладонью вниз на высоту пояса в направлении места, оставленного щенком, и опустите к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед и одновременно подайте команду "Место". В это же время левой рукой произведите несколько легких рывков поводком и направьтесь со щенком к обозначенному месту. При этом отпускайте щенка вперед, приучая к самостоятельному впоследствии движению к месту. Во время движения повторите команду "Место" 2-3 раза. Подойдя к предмету, положите щенка на оставленное им место и поощрите восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза.

Если, отходя от щенка, вы заметите, что он без команды "Ко мне" покидает свое место, подайте команду "Место" более строгим тоном, а если и она не будет выполнена, то немедленно подойдите к щенку, отведите его за поводок на место и уложите.

По мере выработки первоначальных навыков на команду "Место" после подачи этой команды все больше отставайте от щенка, а затем оставайтесь на своем месте, предоставляя ему возможность отправляться на место самостоятельно.

Когда щенок станет после жеста и команды "Место" отправляться на свое место, подавайте команду "Место" после жеста все реже, а затем ограничивайтесь одним жестом, подкрепляя его командой лишь изредка. Затем отправляйте щенка на место по команде "Место" и жесту одновременно, но периодически делайте это одной командой или одним жестом.

Отрабатывать команду "Апорт" с 6-8-месячными щенками нужно на коротком поводке.

Посадите щенка на коротком поводке у своей левой ноги, повернитесь к нему вполоборота, возьмите в правую руку палочку (апортировочный предмет), произнесите кличку щенка и помахайте палочкой пере его глазами. Заметив, что щенок пытается схватить палочку, подайте команду "Апорт" и предоставьте ему возможность схватить палочку. Как только это произойдет, повторите команду "Апорт" и поощрите щенка восклицанием "Хорошо".

Для того чтобы щенок крепко держал апортировочный предмет и не выпускал его из пасти, пробегите с ним 5-7 шагов, затем пройдите 3-5 шагов и остановитесь. Затем подайте команду "Дай" и возьмите палочку в правую руку. Когда щенок отдаст палочку, поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. Спустя некоторое время упражнение повторите 2-3 раза.

После того как щенок станет активно хватать палочку и длительно держать ее в пасти, посадите его на коротком поводке у своей левой ноги, помахайте палочкой в правой руке перед его глазами, движением руки снизу вверх отбросьте ее на 2,5-3 шага. Одновременно с броском подайте "Апорт" и вместе со щенком быстро идите к палочке, повторив команду "Апорт". Если щенок схватит палочку, поощрите на короткую пробежку. Затем немного пройдитесь, остановитесь и по команде "Дай" возьмите палочку в правую руку. Вслед за этим поощрите щенка восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза.

Если щенок, подойдя к брошенной вами палочке, ее не возьмет, для повышения заинтересованности "оживите" ее движением ноги.

На последующих занятиях бросайте палочку одновременно с командой "Апорт" все дальше, до 5-7 шагов. Затем приступайте к приучению щенка к апортировке по жесту. Посадите щенка на коротком поводке возле своей левой ноги, бросьте предмет (палочку), сделав при этом жест - выбросите правую руку ладонью вниз в направлении брошенного предмета и опустите ее к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед, одновременно подайте команду "Апорт". Вслед за этим быстро направляйтесь к брошенному предмету, активизируя тем самым движение щенка, но постепенно отставайте от него; со временем после броска предмета, жеста и команды "Апорт" оставайтесь на месте. Как только щенок подбежит к палочке и схватит ее, подайте команду "Ко мне". Подбежавшего щенка посадите у левой ноги, если он приучен по команде "Ко мне" обегать вас справа и сзади или перед собой, если он к этому не приучен. Когда щенок сядет, подайте команду "Дай", возьмите палочку в руку и поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза.

По мере выработки на жест и команду "Апорт" первоначальных навыков команду "Апорт" подавайте все реже и затем ограничивайтесь одним жестом, подкрепляя его командой лишь изредка. В дальнейшем направляйте щенка за апортировочным предметом по команде "Апорт" и жесту одновременно: периодически прибегая то к одной команде, то к одному жесту.

Команда "Фу" с 6-8-мсячными щенками отрабатывается по той же методике, что и для щенков 3-6-месячного возраста. Однако усложняются условия выработки навыков и возрастают требования к щенку. Главная задача этого периода начальной дрессировки - выработка более четкого реагирования на команду "Фу" для прекращения щенком нежелательных действий.

Особое внимание обратите на приучение щенка не поднимать с земли и не грызть кости и другие пищевые отбросы. С этой целью перед прогулкой по ее маршруту заранее разбрасывайте кусочки мяса, колбасы, сыра и кости, обозначив места их размещения веточками или другими малозаметными для щенка предметами. Во время прогулки со щенком на коротком поводке по такому маршруту внимательно наблюдайте за своим воспитанником и все его попытки схватить "приманку" немедленно пресекайте поданной строгим тоном запрещающей командой "Фу" и средней силы, но чувствительным рывком поводка. Затем погуляйте со щенком в стороне от "приманок" не менее 7-10 минут и повторите упражнение. В течение дня такие занятия проводите не более 2 раз.

По такой же методике приучайте щенка не брать корм, предлагаемый посторонними людьми с руки или брошенный перед ним на пол или на землю.

Запрещающую команду "Фу" и рывки поводком применяйте также для отучения щенка, если это за ним отмечается, от набрасывания во время прогулок на людей, животных, транспортные средства и их облаивание.

Команда "Покажи зубы" с 6-8-месячными щенками отрабатывается так же, как и с щенками 3-6-месячного возраста. Основная задача упражнений в рассматриваемом возрасте - поддержание и совершенствование ранее выработанных навыков. Особое внимание обратите на наличие необходимых навыков у щенка за 2-3 недели до выводки молодняка. При необходимости заранее повторите соответствующие упражнения.

Приучение к ходьбе по лестнице в указанный возрастной период производится по той же методике, что и для щенков 3-6-месячного возраста. Основная задача упражнений - выработка навыков преодоления лестниц с более высокими ступеньками и большей протяженности.

После того как щенок станет уверенно и спокойно ходить по обычным лестницам (междуэтажными и др.), приступают к приучению преодолевать невысокие сквозные (спортивно-дрессировочные) лестницы, по методике приучения ходить по обычным лестницам. Однако при подъеме по сквозной лестнице щенок видит и ощущает постепенное удаление от земли, в связи с чем в первые дни упражнений он испытывает беспокойство и страх. Поэтому при подъеме и особенно при спуске необходимо поддерживать щенка поводком, успокаивать его поглаживанием.

Когда щенок привыкнет ходить по сквозной лестнице рядом с вами на коротком поводке, приучайте его ходить без поводка, а затем и одного. Посадите щенка без поводка перед сквозной лестницей у своей левой ноги, сделайте жест - выбросите правую руку ладонью вниз в сторону лестницы и опустите к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед и одновременно подайте команду "Вперед". Вслед за этим со щенком у левой ноги преодолевайте лестницу. После спуска с лестницы поощрите щенка восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. Через некоторое время упражнение повторите 2-3 раза.

В дальнейшем все больше отставайте от щенка, а затем, сделав жест и подав команду "Вперед", оставайтесь на месте. Когда щенок поднимется на лестницу, быстро перейдите на ее противоположную сторону и спустившегося щенка поощрите восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза.

Приучение преодолевать другие препятствия в 6-8-месячный возрастной период производится по той же методике, что и для щенков 3-6-месячного возраста. При этом постепенно повышайте высоту вертикальных и длину горизонтальных препятствий и вводите новое препятствие - глухой (сплошной) забор.

Для безопорных прыжков в высоту используют легкоатлетические барьеры высотой 35 см для 6-месячных щенков и 45 см - для 7-месячных. Длина канав и других горизонтальных препятствий устанавливается на 1-0 см больше высоты вертикальных препятствий. Не забудьте, что перед преодолением канав и других горизонтальных препятствий подается команда "Вперед".

Приучать щенков преодолевать глухой сплошной забор начинают с 7-месячного возраста. Производится это методом зацепления щенком за верх забора передними лапами.

Поставьте щенка без поводка у своей левой ноги в 1,5 шагах от глухого забора высотой 65-70 см. Сделайте жест - выбросите правую руку ладонью вниз в сторону глухого забора и опустите к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед и одновременно подайте команду "Барьер". В момент прыжка подхватите и немного приподнимите щенка вверх, чтобы он смог зацепиться передними лапами за верх забора. Как только щенок перевалит через забор, быстро перейдите на его сторону и спрыгнувшего щенка поощрите восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 1-2 раза.

Если щенок, несмотря на вашу повторную попытку, откажется от прыжка на забор, то на виду у него снимите с забора верхнюю доску и добейтесь, чтобы щенок преодолел забор. Следите за тем, чтобы щенок с забора не сорвался и не ушибся, и при необходимости немедленно приходите ему на помощь. В противном случае вам питомец надолго испугается препятствия и преодолеть страх будет очень трудно.

По мере выработки у щенка первоначальных навыков все реже приходите ему на помощь и постепенно увеличивайте высоту забора до 80-90 см.

Выработка выдержки у щенков 6-8 месяцев производится по той же методике, что и у щенков 3-6-месячного возраста. Время выдержки постепенно увеличивается и к 8 месяцам доводится до 15 секунд.

Ежедневные игры щенка с хозяином и сверстниками и прогулки в рассматриваемый возрастной период продолжаются, постепенно увеличивается их время и интенсивность. Усложняется маршрут прогулки. Со щенком на коротком поводке выходите на участки с интенсивным движением людей и транспортных средств, но по-прежнему внимательно наблюдайте за своим питомцем. При малейшем беспокойстве и тем более испуге щенка немедленно приходите к нему на помощь. Погладьте его, отвлеките дачей лакомства. Рекомендуются в спокойных местах прогулки (пробежки) с велосипедистом.

Щенков 7-месячного возраста желательно приучать к выстрелам из стартового пистолета. Сначала с расстояния 90-100м, а к 8 месяцам сокращая его до 50-60м. Более близкие расстояния могут вызвать у щенка страх и заторможенность.

К отработке команды "Голос" приступают с 6-месячного возраста щенка.

Посадите щенка напротив себя на коротком поводке, надев петлю поводка на левую руку; наступите левой ногой на опущенный на землю поводок так, чтобы щенок не мог подпрыгивать, а в правую руку возьмите лакомство. Дайте щенку понюхать лакомство, затем поднимите его над головой щенка и помахайте им влево и вправо согнутой в локте и поднятой на уровень головы дрессировщика правой рукой ладонью вперед (жест для вызова голоса). Одновременно подайте команду "Голос". Сильное возбуждение на лакомство и невозможность приблизиться к нему и схватить вызовет у щенка лай. Как только щенок залает, поощрите его восклицанием "Хорошо" и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 3-4 раза.

Постепенно команду "Голос" подавайте все реже, а затем ограничивайтесь одним лишь жестом, изредка подкрепляя командой. В дальнейшем вызывайте у щенка голос (лай) на жест и команду "Голос" одновременно, периодически прибегая то к одной команде, то к одному жесту, постепенно отказываясь от поощрения лакомством.

Отрабатывать команду "Ползи" нужно начинать с 7-месячного возраста щенка, на коротком поводке.

Подберите ровный участок без каких-либо режущих или колющих предметов, желательно покрытый травой, прилягте на правый бок, опираясь на локоть правой руки и положите слева от себя щенка. Возьмите в правую руку собранный в гармошку поводок, положите левую руку на холку щенка, подайте команду "Ползи" и, начав ползти, одновременно производите правой рукой легкие рывки поводком вперед, побуждая щенка ползти. В первое время щенок попытается приподняться. В таком случае удерживайте его от этого нажимом левой руки на холку и одновременно подавайте команду "Ползи". Когда щенок начнет ползти, поощрите его восклицанием "Хорошо" и лакомством и продолжите упражнение. В первые дни ограничивайтесь ползанием на расстояние 1,5-2м, постепенно увеличивая его до 5м.

Ползание для щенка - довольно трудное упражнение, поэтому не форсируйте выработку этого навыка, не допускайте перегрузки и сильного переутомления вашего питомца.

Таким образом, в 6-8-месячный возрастной период условия отработки со щенками команд "Ко мне", "Гуляй", "Рядом", "Сидеть", "Лежать" и др. постепенно усложняются, возрастают требования к щенку. Увеличивается расстояние при подаче и выполнении команд между щенком и дрессировщиком. Занятия проводят при наличии посторонних людей, животных, транспортных средств и других отвлекающих раздражителей. Но все эти усложнения должны вводиться постепенно, по мере того как щенок к ним достаточно подготовлен. Торопиться с усложнениями и тем более предъявлять к щенку непосильные для его возраста требования ни в коем случае нельзя.

Это правило в равной степени относится и к возможности приучения щенка к выполнению указанных команд без поводка. Переходить к приучению щенка работать без поводка можно лишь тогда, когда у щенка на ту или иную команду выработаны и закреплены достаточно выраженные соответствующие навыки при работе с ним на поводке. В противном случае щенок не только не приобретет новые навыки, но и утратит ранее выработанные. Если вы не имеете достаточного практического опыта по начальной дрессировке щенка без поводка и тем более необходимого для этого свободного времени, то лучше к упражнениям со щенком без поводка не приступайте. Эту задача можно будет выполнить позже, в период занятий по общему курсу дрессировки (ОКД)

БУДЬТЕ ВЗАИМНО ВЕЖЛИВЫ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2391
Зарегистрирован: 10.09.08
Откуда: Россия, Великий Новгород
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.09 23:30. Заголовок: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПР..


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ИЗ КУРСА СПЕЦИАЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ


Если щенок успешно усваивает программу начального курса общей дрессировки, то начиная с 6-7-месячного возраста, очень полезно вводить отдельные подготовительные упражнения из курса специальной дрессировки, направленные на выработку у щенка настороженности по отношению к посторонним людям, развитие зрения, слуха и особенности обоняния, обнаружение, дифференциацию и проработку запахового следа и др. Рекомендуем следующие упражнения.

1. Приучайте щенка к поиску хозяина по его запаховому следу. На прогулках со щенком без поводка в спокойных местах, в моменты, когда он от вас отбежит и чем-либо отвлечется, периодически прячьтесь от него за кустом, забором или другим укрытием и внимательно наблюдайте за своим питомцем. Потеряв вас из виду, он побегает и, не обнаружив хозяина, будет вынужден принюхиваться в поисках на земле вашего запахового следа и искать вас по этому следу. Когда щенок, уловив запаховый след, немного по нему пробежит, на первых занятиях облегчите ему дальнейший поиск и выйдите из-за укрытия, подав команду "Ко мне". Подбежавшего щенка поощрите восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. В течение одной прогулки упражнение после небольших перерывов повторите 2-3 раза.

Если щенок ваш запаховый след не обнаружит и к вам не направиться, а станет от вас удаляться в противоположную сторону, подайте ему из-за укрытия команду "Ко мне", а если он и на нее не отреагирует, выйдите из-за укрытия, громко произнесите кличку щенка и подайте команду "Ко мне". Как только щенок услышит или увидит вас и направится в вашу сторону, спрячьтесь за укрытие и по возможности незаметно для него переместитесь за другое укрытие.

Подбежав к месту вашего первого укрытия и не найдя вас, щенок будет вынужден принюхиваться и искать вас по следу. Когда щенок к вам подбежит, поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством.

Постепенно увеличивайте протяженность запахового следа и не выходите из-за укрытия до тех пор, пока щенок не проработает след и к вам не подбежит.

2. Приучайте щенка к сторожевой службе. Во время прогулки со щенком на коротком поводке по тропе или узкой дороге помощник дрессировщика, заранее расположившийся за кустами, деревьями или другими укрытиями на расстоянии 15-20 шагов, создает шум (средней силы удары прутом по земле, дереву и др.). В это время подайте команду "Слушай" и, как только щенок обратит внимание на шум и насторожится, поощрите его восклицанием "Хорошо" и поглаживанием. Затем по условленному сигналу (поднятию вашей руки и др.) помощник дрессировщика выходит из-за укрытия и машет прутом, взятым в правую руку. Когда щенок, возбудившись, двинется в сторону помощника, последний должен медленно отступить, а приблизившемуся щенку позволить схватить выставленную в руке тряпку. После того как щенок ее схватит - подтягивать тряпку к себе. После непродолжительной "борьбы" помощник отпускает тряпку, которую дрессировщик по команде "Дай" забирает. Упражнение заканчивается "укладкой" помощника командой "Ложись", поданной дрессировщиком, поощрение щенка восклицанием "Хорошо", поглаживание и лакомством. Через 20-25 минут упражнение можно повторить, но не более одного раза.

Помощнику дрессировщика не следует сильно возбуждать щенка (бить его прутом или тряпкой, сильно подтягивать тряпку к себе), чтобы не вызывать у щенка злобы и других резко выраженных признаков активнооборонительной реакции. Это задача для взрослой собаки. У 6-8-месячных щенков начальные, подготовительные упражнением спецдрессировки преследуют цель выработки у животных лишь настороженности, недоверчивости и смелости по отношению к посторонним людям, крепкой хваткой за тряпку. Со стороны помощника недопустимы действия, способные вызвать у щенка испуг.

Если после выхода помощника дрессировщика из-за укрытия и взмахов тряпкой щенок проявит выраженную боязнь (трусливость), необходимо прекратить упражнение, увести щенка в сторону, успокоить его, дать лакомство и в этот день более к упражнению не приступать. Через 2-3 дня упражнения можно возобновить, но в облегченных условиях. Помощник должен располагаться от щенка и выходить из-за укрытия на расстоянии 35-40 шагов. После настороженности и возбуждения щенка и начала его движения в сторону помощника последнему следует более активно, чем на первом занятии, убегать от щенка, чтобы активизировать у животного смелость и стремление к преследованию.

3. Приучайте щенка к выборке вещей по запаху хозяина. Подготовьте 8-10 деревянных палочек. Чтобы они не имела вашего запаха, проветрите их в течении двух суток. Палочки поместите в целлофановый пакет. Подберите на нем 2-3 палочки на расстоянии 20-30 см друг от друга. Посадите щенка в трех шагах от разложенных палочек, обхватите левой рукой его морду так, чтобы он не мог раскрыть пасть и, поднеся правой рукой палочку, которую вы держали в руке 4-5 минут, к носу щенка на расстояние 2-3 см, подайте команду "Нюхай". Когда щенок начнет принюхиваться к предмету, поощрите его восклицанием "Хорошо" и повторите команду "Нюхай". Затем подойдите к разложенным палочкам и незаметно для щенка положите к ним свою палочку. После этого вернитесь к щенку и командой "Нюхай" и жестом правой руки в сторону разложенных палочек направьте щенка на выборку, внимательно наблюдая за ним.

Как только щенок принюхается и схватит вашу палочку, возьмите ее в левую руку и поощрите щенка восклицанием "Хорошо", лакомством (правой рукой). Если щенок при выборке ошибется и схватит палочку без вашего запаха, возьмите ее и отбросьте от себя, а щенка снова направьте командой "Нюхай" и жестом на выборку. Если щенок, принюхиваясь к палочке с вашим запахом, все же не берет, подайте команду "Апорт": и активизируйте щенка схватить предмет. После того как щенок возьмет палочку, поощрите его восклицанием "Хорошо" и лакомством. Погуляв со щенком 7-10 минут, упражнение повторите, но с использованием других палочек и на другом месте.

Приучать щенка к поиску хозяина по его запаховому следу и выборке вещей по запаху нужно лишь для выработки первоначальных навыков. Длительность таких упражнений приведет к выработке устойчивых навыков выборки вещей и поиска человека только по запаху своего хозяина. В дальнейшем такую собаку будет трудно приучать искать след и выбирать вещи по запаху других людей.

4. Приучайте щенка на привязи к спокойному ожиданию хозяина (дрессировщика) около магазина, мастерской и т.п. Первый занятия проводятся в спокойном месте во дворе, на садовом участке. Привяжите щенка к столбу, дереву, ограде, подайте команду "Жди" и медленно отойдите от него на небольшое расстояние так, чтобы он вас мог видеть. При сильном беспокойстве щенка (визг, лай, рывки поводка) повторите команду "Жди" более строгим тоном, но не возвращайтесь к нему. Когда щенок успокоится подойдите к нему и поощрите восклицанием "Хорошо, поглаживанием и дачей лакомства, а затем короткой прогулкой на поводке. После 4-5-минутного перерыва упражнение повторите 2-3 раза. В последующие дни дрессировки постепенно увеличивайте время и расстояние отхода от привязанного щенка и затем зайдите за куст, угол строения и т.п. чтобы щенок не мог вас видеть. Обычно в первые дни щенок проявит выраженное беспокойство (лай и др.). Такие действия пресекайте повторными командами "Жди" подаваемые строгим тоном. Возвращайтесь к щенку когда он успокоится и каждый раз поощряйте его восклицанием "Хорошо", поглаживание и дачей лакомства. Проявление радости щенком при вашем возвращении (повизгивание, подпрыгивание и др.) вполне естественно и допустимо. Если же щенок начнет лаять, то пресекайте лай запрещающей командой "Фу" и, продолжение лая - легкими рывками поводком и поощряйте его лишь после успокоения. Когда будут выработаны первоначальные навыки и при вашем уходе щенок будет вести себя спокойно переходите к дрессировке в более сложных условиях (у магазина, мастерской и др.). При этом потребуется помощник (член семьи, хороший знакомый). Когда дрессировщик подав команду "Жди" от него уйдет, следит, чтобы посторонние люди (взрослые и дети) не подходили к нему и не пытались с ним играть. Вначале дрессировщик уходит на 3-4 минуты, а затем постепенно на обычное требуемое время. Каждый раз при возвращении щенок поощряется дрессировщиком. Если щенок при уходе будет проявлять сильное беспокойство (лаять и др.), что свидетельствует о недостаточности предыдущей его дрессировки в облегченных условиях, то необходимо повторить ее 2-3 раза во дворе, на садовом участке и затем переходить к занятия возле магазина, мастерской и др. После приучения щенка к спокойному ожиданию хозяина необходимость в наблюдении за ним помощника дрессировщика отпадает. Дрессировщик при возвращении к щенку поощряет его восклицанием "Хорошо" и поглаживанием и прибегает к даче лакомство лишь изредка, чтобы подкреплять выработанный навык спокойного ожидания.

5. Приучайте щенка не брать пищевые продукты со стола, стула и др., или упавшие с них на пол. Начинайте это с 2-2,5-месячного возраста, когда организм достиг определенной степени развития, позволяющей применять меры принуждения без опасения, что они будут запугивать его (легкие удары прутиком или шлепки ладонью по спине). Для выработки необходимого навыка наблюдайте за щенком и как только он попытается схватить продукт со стола, стула и др. или упавший с них на пол подайте запрещающую команду "Фу", а если этого окажется недостаточно, то подкрепите команду легким ударом прутиком по спине. Ваши запрещающие действия должны быть по отношению к щенку щадящими, чтобы не вызвать у него испуга по отношению к вам. В то же время не оставляйте указанных нежелательных действий со стороны щенка без внимания и соответствующего запрещающего воздействия. В противном случае в будущем для приучения молодых собак не делать подобных нежелательных поступков потребует от вас значительно больших затрат внимания, терпения и времени.

6. Приучайте щенка к сидению на задних ногах с 6-7-месячного возраста. Это относится к собакам декоративных пород (пуделя, болонки и др.). Посадите щенка по команде "Сидеть" в углу комнаты, подайте команду "Служи" и вслед за этим поднимите его одной рукой подведенной ладонью под грудь так, чтобы он оторвал лапы передних ног от пола (земли) и сидел на задних ногах. Удерживайте в таком положении 3-4 секунды, после чего поощрите восклицанием "Хорошо" и лакомством подаваемым другой рукой. После этого уберите свою руку от щенка и предоставьте ему возможность занять обычное сидячее положение. После небольших перерывов упражнение повторите 3-4 раза. Если щенок после его подъема по команде "Служи" и отрыва передних ног от пола (земли) навалится грудью на ладонь руки и попытается сесть с опорой на передние лапы, то подайте более строгим тоном повторную команду "Служи" и удерживайте его в сидячем положении на задних ногах 4-5 секунд. Когда он успокоится поощрите его восклицанием "Хорошо" и лакомством. Затем уберите свою руку и предоставьте возможность занять обычное сидячее положение. Постепенно щенок научится садиться по команде "Служи" на задние ноги с отрывом передних ног без вашей помощи. По мере выработки и закрепления навыков вводите усложнения. Увеличивайте сидение на задних ногах по команде "Служи" до 10-12 секунд, подавайте команду "Служи" в любом месте комнаты и коридора, а затем во дворе, на приусадебном участке и в других спокойных местах.

7. Приучайте щенка к подаче лапы. Это производится в 4-5-месячном возрасте. Посадите щенка против себя по команде "Сидеть", подайте команду "Дай лапу", вслед за этим возьмите правую ногу выше запястья и поднимите ее на высоту горизонтальной линии от плеча. После короткой выдержки поощрите собаку восклицанием "Хорошо" и лакомством подаваемым другой рукой и затем опустите ногу. После небольших перерывов упражнение повторите 4-5 раз. Постепенно у щенка выработается навык поднимать ногу и протягивать лапу к вашей руке после подачи команды "Дай лапу". Если он по команде "Дай лапу" ногу не поднимает, то после повторной команды "Дай лапу" слегка поднимите своими пальцами ее вверх и добейтесь, чтобы собака протянула лапу к вашей руке. По мере выработки навыка необходимость в такой помощи щенку с вашей стороны отпадет. Особое внимание обратите на первую подачу щенком лапы по вашей команде. Вслед за этим незамедлительно поощрите щенка восклицанием "Хорошо" и дачей лакомства, а после опускания ноги и небольшой с ним пробежкой. После небольших перерывов упражнение повторите 3-4 раза. По мере выработки первоначальных навыков и их закрепления переходите к усложнениям. После подачи щенком лапы по вашей команде "Дай лапу" и опускания ноги подайте команду "Другую лапу" и после небольшой выдержки приподняв ее, как при первых упражнениях, поощрите его восклицанием "Хорошо" и дачей лакомства. Когда будут выработаны первоначальные навыки и на эту команду необходимость в поднимании ноги после команды "Другую лапу" отпадает и собака по команде начнет поднимать вторую лапу без вашей помощи. Не забывайте каждый раз своевременно поощрить за правильные действия. В дальнейшем поощрение лакомством производите все реже с той лишь целью, чтобы подкрепить выработанный навык. Все действия по подниманию у собаки ног в процессе дрессировки производите осторожно, чтобы не вызвать у нее боли. Выработка этого навыка имеет не только игровое, но и практическое значение, так как оно облегчает подготовку собаки к вытиранию лап тряпкой после выгулов и прогулок в плохую погоду, когда лапы сильно загрязняются.

8. Поиск спрятанных и потерянных вещей. Навык вырабатывается у щенков с 7-ми месячного возраста. До этого у них должны быть выработаны первоначальные навыки апортировки и желательно выборки вещей дрессировщика. Возьмите вещь (палочку, перчатку, носок и др.), покажите щенку и спрячьте ее в другой комнате так, чтобы собака имела к нему свободный доступ. Если вещь давно вами не бралась и не использовалась, то перед тем, как ее спрятать подержите и потрите ее в руке 3-4 минуты, чтобы на ней остались в достаточном количестве микрочастицы-носители вашего запаха. Затем возвратитесь к щенку, назовите кличку, чтобы привлечь к себе внимание, подайте команду "Ищи" и увлеките за собой щенка в другую комнату к месту, где спрятана вещь. Чтобы облегчить щенку поиск на первых днях дрессировки жестом правой руки указывайте направление поиска. Когда щенок найдет вещь, он как правило схватит ее. В таком случае поощрите его восклицанием "Хорошо", подайте команду "Дай" и взяв его другой рукой дайте лакомство, повторяя "Хорошо". Если найдя предмет щенок его не берет, то подайте команды "Апорт", "Дай" и когда щенок схватит вещь действуйте как указано выше. Если щенок вещь не обнаружит, то на первых занятиях облегчите поиск жестом руки в направлении места, где спрятана вещь, предварительно подав команду "Ищи". После выработки первоначальных навыков постепенно вводите усложнения. Прячьте предмет в другие комнаты, кухню, коридор, увеличивайте время от закладки предмета до начала его поиска, а в дальнейшем все меньше оказывайте помощь щенку при поиске предмета. Дрессировка по поиску вещей утерянных хозяином (дрессировщиком) производится во дворе, на приусадебном участке и в поле по тропе, по которой обычно со щенком совершаются прогулки. Во время прогулки незаметно для щенка бросьте назад и немного в сторону от тропы свой предмет на участке чем-либо приметным (куст, пенек и др.). Пройдя со щенком 25-30 шагов остановитесь, пройдите в обратном направлении несколько шагов, подайте команду "Ищи" и жестом руки направьте щенка в сторону оброненной вещи.

На первых дрессировочных занятиях облегчайте щенку поиск жесток руки в направлении предмета и подводом к нему. Как только щенок найдет и схватит предмет, подайте команду "Дай", возьмите предмет в руку и поощрите щенка лакомством подаваемым другой рукой и восклицанием "Хорошо". После этого продолжите прогулку и повторите упражнение 2-3 раза. Если щенок обнаружив предмет, его не берет, то действуйте как это указано для аналогичного случая при поиске предмета спрятанного дрессировщиком. Постепенно на последующих занятиях вводите усложнения. Бросайте во время прогулки другие свои предметы, увеличивайте протяженность прогулки и время от того, как бросается предмет и начинается его поиск, предметы бросаются несколько дальше от прогулочной дороги, тропы, прогулки и поиск "утерянных" предметов производятся на других участках местности.

9. Поиск членов семьи. Члены семьи вместе со щенком и его хозяином (дрессировщиком) находятся в одной комнате. Один из них (мать, брат и др.) на виду у щенка уходит в другую комнату и прячется (за ширму, шкаф и др.). Если щенок попытается выйти из комнаты вслед за уходящим, то дрессировщик удерживает его за ошейник. Через 1-2 минуты дрессировщик произносит кличку щенка, чтобы привлечь к себе его внимание, подает команду на поиск ушедшего, например "Ищи маму" ("Ищи Сережу" и др.), увлекая за собой щенка идет в другую комнату и повторив команду "Ищи маму" (Середу и др.) побуждает его на свободный поиск. Как только щенок найдет ушедшего члена семьи и начнет проявлять радость (подпрыгивать и др.) тот должен дать ему лакомство, вслед за чем дрессировщик поощряет щенка поглаживанием, восклицанием "Хорошо" и лакомством. После этого люди и щенок возвращаются в первую комнату к другим членам семьи. Через 5-7 минут, когда щенок успокоится, упражнение повторяется с другими членами семьи, но не более 3-4 раз. В последующие дни, по мере выработки у щенка навыков правильного поиска, упражнения усложняются. Члены семьи уходят и прячутся в другую комнату или кухню, кладовую или другое подсобное помещение, в комнату (кладовую и др.) предварительно заходит другой член семьи. Если щенок попытается приблизиться к нему дрессировщик должен удерживать его за ошейник и повторив команду продолжить поиск. При затруднении щенка в поиске спрятавшийся человеку привлекает к себе его внимание несильным звуком (хлопок рукой по мебели, полу и др.). Очередность поиска членов семьи должна постоянно меняться. В дальнейшем после обнаружения щенком искомого человека дрессировщик командой "Голос" побуждает его к облаиванию и поощрение щенка производится только после нахождения и облаивания человека. На последующих занятиях дрессировщик после команды на поиск остается на месте, побуждая щенка к самостоятельному поиску. Когда щенок найдет человека, тот поощряет его лакомством, возвращается со щенком и дрессировщик поощряет его поглаживанием, восклицанием "Хорошо" и лакомством. Поиск человека производится также, когда он заранее находился в другой комнате (кухне и др.). По мере выработки первоначальных навыков поиска переходят к поиску хозяина (дрессировщика) по команде члена семьи. Каждый раз разысканный человек и щенок должны возвращаться в комнату, из которой щенок был послан на поиск. Когда необходимые навыки закрепятся, при наличии возможности, поиск членов семьи производится во дворе, а также на местности за его пределами но так, чтобы не произошло несчастного случая из-за проезжающего транспорта и др. неблагоприятных условий.

10. Охрана квартиры. Необходимо приучать щенка к реагированию на попытку постороннего человека открыть наружную дверь и оповещению об этом хозяина (дрессировщика) и членов его семьи. На людей проходящих возле квартиры или входящих в другие соседние квартиры щенок должен реагировать спокойно, без оповещения об этом хозяина (дрессировщика) и членов семьи. Квартира может охраняться собакой с бесшумным оповещение о попытке проникновения в нее постороннего человека или оповещением лаем.

Бесшумное оповещение. Помощник дрессировщика (посторонний человек, который должен предварительно быть проинструктирован о всех его действиях), подходит к наружной квартирной двери, слегка стучит по ней, вставив в замок ключ производит щелчки и затем нажимает на кнопку звонка. Как только щенок на это среагирует и побежит к двери, дрессировщик вместе с ним подходит к двери и поощряет щенка восклицанием "Хорошо" и поглаживанием.

Если щенок начнет лаять, дрессировщик пресекает лай командой "Фу", а при продолжении лая и легкими рывками за ошейник. После прекращения помощником дрессировщика активных действий (ударов по двери, щелкания замком и др.) он уходит. Дрессировщик уводит щенка из коридора в комнату, поощряя восклицанием "Хорошо" и поглаживанием, берет правой рукой левую переднюю лапу и проводит ею 2-3 раза по своей ноге, а затем дает щенку лакомство. После 5-6 минутного перерыва упражнение повторяется 1-2 раза. По мере выработки первоначальных навыков упражнение усложняется. Помощник ограничивается созданием шума за дверью без звонка. В качестве помощника привлекается другой посторонний человек. После подбегания щенка к двери на звуки, подаваемые помощником дрессировщика, дрессировщик остается в комнате на своем месте и поощряет щенка восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством лишь тогда, когда он к нему подбежит от двери и проведет лапой по его ноге. После окончания упражнений помощник дрессировщика уходит. В таком же порядке дрессировщик действует и при приходе знакомых людей с той лишь разницей, что он впускает их в квартиру.

Оповещение лаем. Помощник дрессировщика, подойдя к наружной двери со стороны лестничной клетки, производит те же действия, как и при приучении щенка к бесшумному оповещению. После этого дрессировщик подходит к подбежавшему к двери щенку и командой "Голос" вызывает лай, а затем поощряет его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и дачей лакомства. Упражнение повторяется через 5-6 минут 2-3 раза. Нередко подбежавший к двери щенок начинает лаять. В таком случае необходимость в подаче команды "Голос" отпадает.

Некоторые щенки возбуждаются и реагируют лаем на людей проходящих по лестничной клетке или входящих в соседние квартиры. Такие нежелательные действия должны немедленно пресекаться запрещающей командой "Фу", а при недостаточной ее эффективности и рывком за ошейник.

Правильное воспитание и успешная начальная дрессировка щенка требуют от владельца необходимой теоретической и практической подготовки и строгого выполнения соответствующих рекомендаций. Однако и этого недостаточно для успешных занятий с 3-4-месячными щенками. Поэтому настоятельно рекомендуем с указанного возраста заниматься начальной дрессировкой в учебных группах владельцев щенков старшего возраста, организуемых при клубах служебного собаководства и осуществляемых под руководством опытных инструкторов-дрессировщиков.

Если такой возможности нет, то владельцу щенка до начала самостоятельной с ним работы рекомендуем основательно познакомиться с имеющимися учебными пособиями, пройти при клубе соответствующие учебные курсы и в дальнейшем периодически консультироваться у опытных инструкторов-дрессировщиков. Самостоятельно начальную дрессировку щенка нужно проводить по сокращенной программе, вырабатывая у животного простые полезные навыки.

В заключение еще раз подчеркиваем необходимость систематического воспитания и начальной дрессировки щенка. Это позволит подготовить для себя дисциплинированную, понятливую молодую собаку, способную в дальнейшем успешно усваивать общий и специальные курсы дрессировки и служить вам преданно, умело и эффективно.

Доводы некоторых кинологов, получившие в последние годы значительное распространение о том, что ранняя начальная дрессировка нецелесообразна и даже вредна, так как она якобы затормаживает нормальное физическое и особенно психическое (поведенческое) их развитие, не имеют под собой какого-либо теоретического обоснования и убедительно опровергаются практикой работы передовых опытных специалистов служебного собаководства.

Конечно, воспитание и начальная дрессировка щенка должны проводиться по принципу от простого к сложному, поэтапно и быть посильными для каждой возрастной группы, о чем неоднократно говорилось выше. Нужно постоянно учитывать незавершенность его физического или психофизиологического роста и развития и соответственно этому подбирать и осуществлять методику начальной дрессировки. Но упускать, богатый возможности, заложенные в организме щенка, для выработки полезных рефлексов, навыков и привычек нельзя. Если не заниматься воспитанием и начальной дрессировкой щенка, у него неизбежно появятся вредные привычки, многие из которых у взрослых собак трудно поддаются исправлению или вовсе не исправимы

БУДЬТЕ ВЗАИМНО ВЕЖЛИВЫ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2392
Зарегистрирован: 10.09.08
Откуда: Россия, Великий Новгород
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.09 23:31. Заголовок: СБЕРЕЖЕНИЕ ЩЕНКОВ. П..


СБЕРЕЖЕНИЕ ЩЕНКОВ. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ


Щенки, так же как и старые животные, подвержены заболеваниям больше, чем зрелые собаки. Особенно часто у щенков отмечаются инфекционные болезни (чума, парвовирусный энтерит, инфекционный гепатит и др.), инвазионные болезни-гельминтозы (нематодозы, вызываемые круглыми паразитическими червями, цестодозы, вызываемые ленточными червями и др.), арахноэнтомозы (зудневая и ушная чесотка, демодекоз (железница) и др.). Щенки более интенсивно и с более тяжелыми для здоровья последствиями поражаются блохами. Это объясняется тем, что организм щенков еще полностью не сформировался, не окреп, не обладает достаточными защитными биологическими свойствами. По той же причине щенки более, чем взрослые собаки, подвержены болезням органов дыхания (ринит, ларингит, бронхиты, пневмонии и др.), органов пищеварения (стоматит, гастрит, гастроэнтерит и др.), гиповитаминозам, вызываемым недостаточностью поступления в организм витаминов и др.

Ярко выраженная, свойственная щенкам активность поведения (большая подвижность) и в то же время незавершенность их физического развития и недостаточность жизненного опыта приводят довольно часто к ранениям, ушибам, а нередко и к переломам костей. Этим же вызваны нередкие случаи заглатывания щенками во время игры металлических и пластмассовых шариков, ваты, обрывков ткани и других предметов и возникновение непроходимости (закупорки) кишечника.

Все это необходимо учитывать и своевременно принимать меры профилактики. Владельцам обязательны и начальные знания и практические навыки по своевременному выявлению болезней щенков и оказанию животным первой доврачебной помощи.

Для того чтобы предупредить болезни щенка и обеспечить работоспособность, следует содержать его в сухом, чистом, достаточно освещенном помещении, ежедневно чистить животное, правильно и полноценно кормить, своевременно, не менее 3-4 раз в день выгуливать для отправления естественных надобностей, а также ежедневно длительно с ним гулять.

Не допускайте скармливания щенку несвежего прокисшего корма, а также корма горячего или сильно охлажденного. Суп, мясо и другие продукты, хранящиеся для щенка в холодильнике, перед скармливанием нужно подогреть до комнатной температуры. Не держите остатки корма в кормушке, особенно в жаркую пору. Ни в коем случае не давайте щенку куриные и другие острые кости. Остерегайтесь сильного переохлаждения щенка, особенно после интенсивного разогревания организма во время длительной игры или пробежки (купание щенка в холодной воде, длительное содержание на привязи на сквозняке и др.). В то же время постепенно закаливайте животное, приучая к прогулкам в холодную погоду, купанию и т.д.

Во время выгуливания и прогулок постоянно наблюдайте за щенком, немедленно пресекайте попытки хватать и заглатывать пищевые отбросы.

Исключите возможность заглатывания щенком различных шариков, пуговиц, нитяных клубков с иголками, булавками и другими острыми предметами, наперстков, ваты, тряпок и т.д. Тщательно прячьте от щенка подобные вещи. Не держите их не только на полу, но и на столе, диване и т.п. Большую привлекательность и в то же время угрозу для щенка представляют вата и тряпки, особенно если ими стирали остатки пищи.

Для профилактики заразных болезней зарегистрируйте своего щенка в районной ветеринарной станции, получите на него регистрационное удостоверение и номерной знак и своевременно делайте ежегодные профилактические прививки против чумы, бешенства, парвовирусного энтерита, а в неблагополучных районах также против инфекционного гепатита, лептоспироза и других заразных болезней (по указанию райветстанции).

Перед укреплением номерного знака к ошейнику рекомендуем выгравировать на нем номер вашего телефона, что облегчит вам поиск пропавшего щенка.

Не позволяйте щенку пить воду из луж, канав и других загрязненных источников, так как они могут быть причиной заражения возбудителями инфекционных и инвазионных болезней.

При появлении в районе вашего проживания вспышек заболевания животных чумой, парвовирусным энтеритом и другими опасными заразными болезнями исключите общение щенка с другими собаками и примите необходимые меры профилактики по указанию ветеринарного врача. Так, например, в таких районах не допускаются выставки, соревнования собак и другие массовые их скопления. В

БУДЬТЕ ВЗАИМНО ВЕЖЛИВЫ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет